Удачный повод.

Денис Волков , опубликовано в журнале «Бизнес-журнал» №10 от 23 Мая 2006 года. 

Повинуясь неведомому корпоративному инстинкту, после переезда многие компании до мелочей воспроизводят прежний уклад, хотя по логике это превосходный мотив для модернизации. В том числе – используемых ИТ-решений. Руководство «Лаборатории Касперского» сочло смену офиса удачным поводом для того, чтобы обновить сетевую инфраструктуру, попутно решив целый ряд других проблем в сфере автоматизации бизнес-процессов.

Лет десять назад на российском компьютерном рынке весьма популярной была шутка о том, что в очереди за благами информационных технологий сами «айтишники» оказываются последними – все самое свежее и актуальное они сначала предлагают своим клиентам, а уж себя автоматизируют позже всех.

Впрочем, такие анекдоты давно не злободневны, а опыт участников компьютерного рынка, внедряющих современные ИТ-решения на своей территории, как раз весьма показателен.

Сапожник, самостоятельно подбирающий себе новые сапоги, – лучший пример для изучения и подражания. Не так давно «Лаборатория Касперского» сменила офис. Считается, что переезд – хуже пожара. Но это для тех, кто не умеет правильно переезжать. В «ЛК» же решили воспользоваться моментом, чтобы обновить еще и информационно-технологическую инфраструктуру. Постоянно растущему бизнесу стало тесно не только в прежних стенах, но и в отработавшем свое технологическом окружении. Иной разговор, что переезд в этом смысле как раз очень помог, став дополнительным предлогом и удобным моментом для модернизации ИТ–хозяйства: пока грузчики таскают столы, компьютеры и архивы, самое время начать жизнь «с чистого листа» и в части компьютерной, ликвидировав имеющиеся проблемы и обеспечив возможности роста в будущем.

— Необходимость переезда – удачное стечение обстоятельств, ставшее еще одним стимулом для того, чтобы избавиться от старого оборудования и прежних решений, построить новую систему полностью так, чтобы она отвечала самым последним требованиям, – рассказывает Сергей Фомин, начальник отдела информационных технологий компании «Лаборатория Касперского».

Итак, компании требовалась современная, надежная и легко масштабируемая сетевая инфраструктура, способная послужить основой для внедрения целого ряда информационных сервисов – от передачи данных до IP-телефонии. Здесь было два пути. Первый – собрать локальную вычислительную сеть из элементов и оборудования различных производителей, возможно, добившись в некоторых фрагментах частичной экономии. Однако подобный вариант был сразу же отброшен специалистами «ЛК»: в последнее время уровень сложности телекоммуникационных решений значительно возрос, так что конструирование сети на основе оборудования разных вендоров хотя и представлялось технически возможным, однако не выдерживало никакой критики с точки зрения ожидаемых издержек на администрирование неоднородного решения. Наконец, это значило бы повторить путь, который был уже пройден.

— Раньше мы работали на довольно разношерстном оборудовании. Так уж сложилось исторически, – сперва брали одну линейку оборудования, потом другую, – вспоминает Сергей Фомин. – Однако, имея дело с оборудованием от четырех производителей, мы нередко сталкивались со сложностями при его эксплуатации, не говоря уже о трудностях внесения изменений в такую систему».

Вывод напрашивался сам собой: компании нужна была стабильно работающая информационная система, построенная на оборудовании одного производителя.

Решение было принято вместе со специалистами компании ИЦ «Телеком-Сервис» – давнего партнера «Лаборатории Касперского» в сфере интеграции ИТ-решений. Обсуждая предложения производителей сетевого оборудования, обе стороны, во–первых, сошлись во мнении о недопустимости попыток шить очередное «лоскутное одеяло». А во-вторых, признали, что сформулированным требованиям надежности, масштабируемости и безопасности в максимальной степени соответствует лишь один производитель – Cisco Systems.

— Единая инфраструктура от одного производителя сегодня может быть построена только на базе оборудовании Cisco Systems, включая коммутацию, маршрутизацию, безопасность, беспроводные решения Wi–Fi и IP-телефонию. Оборудование от других вендоров, которое прежде использовал наш заказчик, при всем к ним [вендорам] уважении невозможно было считать технологической основой, способной решить все поставленные задачи, – особенно в условиях, когда число сотрудников «Лаборатории Касперского» постоянно растет, – комментирует выбор технологической платформы Сергей Чистяков, директор департамента сетевой интеграции ИЦ «Телеком-Сервис». Впрочем, были здесь и другие – в большей степени рыночные – резоны: и заказчик, и компания-интегратор стремились избежать любых неприятностей, которыми мог грозить неверный выбор сетевого оборудования. Тем временем один из альтернативных производителей прекратил выпуск целого семейства оборудования, а с продукцией другого не захотели иметь дела в самой «ЛК». «Ошибка, обнаруженная нами в программном обеспечении этого производителя, так и не была ликвидирована в течение нескольких лет, – вспоминает Сергей Фомин. – Зато, работая с оборудованием Cisco, мы с подобными проблемами никогда не сталкивались. Насколько я знаю, эта компания достаточно оперативно реагирует на информацию от клиентов, на то, что есть какие-то недочеты в оборудовании, в «прошивках», и немедленно исправляет их. Именно поэтому, когда мы обратились к нашему интегратору, «Телеком-Сервис», с предложением обсудить возможные варианты, то быстро пришли к выводу: на сегодняшний день наиболее правильным будет отказаться от всей старой инфраструктуры и сделать ставку на оборудование Cisco Systems, – продолжает Сергей Фомин. – Кстати, переезд и связанное с ним развертывание новой ЛВС оказались как нельзя кстати еще по одной причине: рост запросов в круглосуточную службу поддержки пользователей настоятельно требовал более надежного и производительного сетевого оборудования. Дело в том, что за последние годы бизнес «Лаборатории Касперского» сильно изменился, все больший акцент делается на зарубежных рынках. Как следствие, заметно выросли требования к доступности различных ресурсов, а наши круглосуточные службы поддержки начали работать с нарастающей нагрузкой. Это означало, что вопросы надежности и доступности ресурсов обретали все большую остроту». Новое сетевое оборудование должно было гарантировать работу службы поддержки в режиме 24 х 7 (то есть 24 часа в сутки 7 дней в неделю), обеспечивая своевременную помощь пользователям во многих странах мира.

Переезд только–только завершился, поэтому в «ЛК» не спешат говорить обо всех достоинствах новой информационной инфраструктуры. Однако уже отмечают, что администрировать систему стало гораздо проще, а надежность всего коммуникационного комплекса ощутимо возросла.

— Теперь, когда мы имеем дело с одним поставщиком оборудования, администраторы системы могут вносить изменения в конфигурацию всего оборудования буквально одним движением руки, – делится своими впечатлениями Сергей Фомин. При этом очевидно: не менее важным для «Лаборатории Касперского» оказывается способность новой сетевой инфраструктуры расти вместе с бизнесом – требования масштабируемости значились в числе приоритетных еще на этапе проектирования.

— Масштабирование затронет в первую очередь центральные и клиентские коммутаторы, – говорит Сергей Фомин. – Последние масштабируются достаточно легко, простым наращиванием. Ядро же спроектировано и построено таким образом, что коммутаторы, которые мы отныне используем, обладают огромным запасом производительности.

Это тем более важно, что сегодня реализована лишь часть комплексного проекта, и в ближайшем будущем функционал локальной сети планируется существенно нарастить. «Мы будем укрупнять проект, – говорит Сергей Чистяков. – Пока у «Лаборатории Касперского» нет центра обработки данных как такового, но компания намечает закупку более мощных, «опорных» коммутаторов, чтобы развернуть полнофункциональный ЦОД».

Мораль? Во всем нужно искать положительные моменты. Да, переезд – далеко не самое приятное дело. Особенно для компании, вынужденной поддерживать миллионы пользователей своей продукции по всему миру. Но и такую напасть можно обратить на пользу. Например – заново отстроить ИТ-инфраструктуру, обеспечив запас производительности, масштабируемости и расширяемости на годы вперед. Это проверено. Проверено бизнесом.


Бизнес

«Лаборатория Касперского» – один из флагманов российской индустрии высоких технологий, производитель систем защиты от вирусов, спама и хакерских атак. Входит в десятку ведущих мировых поставщиков программного обеспечения в сфере информационной безопасности. Структурно «ЛК» сегодня – это международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами в Великобритании, Китае, Франции, США, Германии, Румынии, Японии, Южной Корее, Нидерландах и Польше. Партнерская сеть объединяет более 500 компаний более чем в 60 странах мира.

Задача

Переезд компании в новое здание стал стимулом к модернизации корпоративной вычислительной сети, не отвечавшей задачам быстро растущего бизнеса. Следовало развернуть новую локально–вычислительную сеть, способную справиться с большими объемами работы, увеличением штата и возросшей нагрузкой на центры поддержки пользователей.

Решение

Построена корпоративная вычислительная сеть на основе маршрутизаторов и концентраторов Cisco Systems, развернута беспроводная сеть с использованием точек доступа (от того же производителя).

Отдача

Говорить о прямой финансовой отдаче пока рано, однако уже сегодня специалисты «Лаборатории Касперского» отмечают возросшую надежность работы оборудования, легкость настройки и конфигурации. Кроме того, служба поддержки пользователей, работающая в круглосуточном режиме, получила техническую возможность обеспечить не только нынешний поток запросов, но и куда больший – с учетом постоянного увеличения продаж программного обеспечения и роста числа клиентов во всем мире.